Домой Религия Зилоты-антиязычники

Зилоты-антиязычники

21
0

Израиль первого века нашей эры представлял собой разобщенную, раздираемую противоречиями социальную ткань. Это видно и в том, как Иудея была разделена между детьми Ирода, у которых были свои претензии друг ко другу (например, Ирод женился на жене брата Филиппа); и в том, что в Иерусалим был введен римский контингент, а управление передано прокуратору, чего не было при Ироде Великом; и в том, что ессеи игнорировали храмовые власти; и в том, что в Храме вопреки заповеди оказалось два первосвященника; и в том, что упоминаемые заседания Синедриона не обходились без противостояний; и в том, что время от времени римляне устраивали расправы над зилотами, а принятие решения о казни Иисуса вообще происходило без расследования…

Однако патриотично настроенные силы связывали надежды на возрождение Иудеи с религиозной ревностью по заповедям Божьим.

Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона. (Деян. 21:20)

Эти слова сказали верующие иудеи Иерусалима во главе с ап. Иаковом, братом Иисуса, когда общались с ап. Павлом. В тексте используется греческая фраза ζηλωταὶ τοῦ νόμου (зилотай тоу номоу, «зилоты по закону»). Зилоты или «ревнители» являли собой тот общественный срез, представители которого могли состоять или участвовать в любых религиозных направлениях или группах, но всех их объединяло строгое отношение к соблюдению заповедей Библии. Как к ним относился Иисус? Хорошо, потому что он сам был зилотом, а одного из его апостолов так и звали — Симон Зилот. Как зилоты относились к неевреям? Плохо. Вот несколько эпитетов Иисуса о неевреях:

— Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. (Матф. 15:26)
— И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? (Матф. 5:47)
— Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. (Матф. 6:7)
— На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите. (Матф. 10:5)

Ревность по Торе сопровождалась негативным отношением к неевереям неспроста. На землю Израиля наступала экспансия греко-римской культуры. Целые территории отдавались под освоение греками, например, Десятиградие — десять городов, построенных Иродом Великим, который и сам по национальности не был иудеем. В городах строились театры и стадионы, все больше вокруг слышалась греческая речь. Все это очень напоминало то, какие цели перед собой ставил Антиох Епифан, император греко-сирийской империи, который вторгся в Иудею во времена Маккавейских войн.

Иудеи-зилоты, вспоминавшие события прежних поколений, понимали, что деградация народа была связана с отступлением от заповедей Торы и старались максимально повлиять на ситуацию, чтобы удержать народ иудеи от деградации. Самыми бескомпромиссными зилотами Нового Завета можно было бы назвать Иоанна Крестителя и ессеев, родителей и родственников Иисуса и апостолов, большое количество фарисеев и книжников. Если взглянуть на проблему Павла с этой стороны, то фарисеи и последователи Иисуса были на одной стороне.

В 22-й Главе Книги Деяний Павел пытается оправдаться перед толпой зилотов, которые посчитали, что в нарушение заповеди он завел в Храм необрезанного Трофима Ефесянина, что запрещено Торой. Нам дается уникальный протокол сравнения веры Павла и фарисеев-зилотов. Посмотрим, с чем иудаизм тех дней готов был согласиться из того, что было по вере апостола, какие догмы вполне устраивали иудеев:

— Явление ангела или духовного откровения (осиял меня великий свет с неба).
— Признание господства Иисуса Назорея (кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей…)
— Признание экклесии, т.е. последователей Иисуса в Дамаске (Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске…)
— Исцеление от имени Иисуса Назорея (брат Савл! прозри. И я тотчас увидел его).
— Божье предъизбрание (Бог отцов наших предъизбрал тебя…)
— Вера в Праведника Иисуса Назорея и несение свидетельства о нем (ты увидел Праведника и услышал глас из уст Его… будешь Ему свидетелем пред всеми людьми…)
— Водное крещение во имя Иисуса Назорея (крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса…)
— Откровение при молитве в Храме, при которой является Иисус Назорей (пришел я в исступление и увидел Его…)

Признаться, здесь столько всего, чего нет даже сейчас в номинальном христианстве. И всё это зилоты слушали в тишине, не поднимая крика. Иудаизм того времени вполне позитивно относился и к мессианству Иисуса, и к водному крещению, и к общению Бога с людьми через всяческие откровения и теофании. По большому счету, стоящие в тот момент у крепостной лестницы зилоты имели все шансы стать чудесными зилотами-христианами. Но на каком вопросе они срубили Павла?

И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам. До этого слова слушали его; а за сим подняли крик, говоря: истреби от земли такого! ибо ему не должно жить. (Деян. 22:21, 22)

Услышав, что Павлу дана миссия проповедовать иудаизм неевреям, зилоты сорвались в крик…

Какая ирония! Апостолы могли чудесно реализоваться в Иудее, находя религиозный мир и гармонию со всеми зилотами внутри иудаизма, но именно вопрос о проповеди неевреям категорически разделил общество. Апостолы пострадали от своих и чужих ради проповеди Библии и пророков, ради свидетельства об Иисусе среди неевреев.
И чем же нееврейское христианство ответило иудеям на это?

Предыдущая статьяСавл непорочный — 2
Следующая статьяБезумие и/или святость?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь